Коллектив авторов
12 сентября 2017

Искусство может просвещать, даровать успокоение, бросать вызов, провоцировать. Иногда оно может преобразить целое сообщество. Чистой иллюстрацией этого утверждения является остров Наосима площадью 5,5 квадратных миль, расположенный во Внутреннем Японском море. 

Когда-то крупнейшим работодателем на Наосиме был завод Mitsubishi по переработке металлов. Фактически, это по-прежнему крупнейший работодатель — просто не такой большой, как когда-то. Вините в этом автоматизацию процессов, но вслед за сокращением рабочих мест сократилось и население острова, упав с 8 тысяч жителей в 1950-х и 1960-х годах до немногим более 3 тысяч человек.

Для Японии в этом нет ничего удивительного. Население малых городов уменьшается по всей стране. Некоторые города исчезают вообще. В качестве причин можно назвать сочетание общего сокращения численности населения страны и увеличения числа людей, перемещающихся из сельских районов в большие города. Так что, вероятно, Наосиму ждет всё тот же непрекращающийся упадок.

Обратим внимание на Benesse Holdings, образовательный и издательский конгломерат, расположенный в соседнем городе Окаяма. Его самым известным брендом является языковая школа Berlitz. Другой претензией на известность конгломерата является его мировая коллекция современного искусства, в том числе картины Клода Моне, Фрэнка Стеллы и Энди Уорхола, а также многих японских художников, менее известных в США.

Бывший глава Benesse Holdings, Соитиро Фукутакэ, хотел найти особое место для коллекции — или, если можно так выразиться, своеобразный дом, где бы она не только была предоставлена внешнему миру, но и являлась местным украшением, достопримечательностью окрестных территорий. 

Поэтому почти 30 лет назад Benesse приобрели большой участок земли на южном побережье Наосимы. Конгломерат нанял всемирно известного архитектора Тадао Андо, и в течение следующих двух десятилетий он проектировал музеи и роскошные квартиры. Построенные им здания как будто следуют естественным контурам ландшафта. Один музей расположен преимущественно под землей, и благодаря открытым колодцам внутрь проникает естественный свет.

Дело Андо — построить, а посетители придут сами. В этом году фестиваль искусства Наосимы, который проводится каждые три года, по самым смелым подсчетам привлечет на остров не менее 800,000 туристов.

«Как только у нас появилась активная и развитая туристическая индустрия, а на остров повалили туристы, многие японцы переехали сюда, чтобы открыть магазины, — сообщил мэр Наосимы Митиру Хаманака. — В прошлом году мы даже зафиксировали некоторый прирост населения».

Например, 38-летний Масааки Ямагиси является одним из владельцев новых магазинов острова. Его заведение Симакойя можно назвать полу-кафе, полу-книжным магазином в виде палаточного лагеря, этаким центром общины, где люди собираются, чтобы изучать английский язык или смотреть фильмы.

Сам Ямагиси впервые приехал в Наосиму из Токио в рамках арт-туристической поездки. «Меня так поразила доброта местных жителей, что я влюбился в этот остров, — говорит он. — Вот я подумал: какое замечательное место!»

Его кафе находится в деревне Хонмура. Её узкие улочки усеяны заброшенными домами. Конгломерат Benesse Holdings приобрел несколько из них и передал художникам, которые превратили дома в постоянные арт-объекты. Теперь эти «Арт-дома» перенаправили поток туристов из музейного городка в деревню, и это превратило жителей Наосимы в восторженных сторонников современного искусства.

Один из них — 74-летний Морохиро Намбара. Он работает лектором в доме, где местные жители раньше встречались за настольной игрой в го. Художник Ёсихиро Суда поставил в этот зал свою скульптуру камелий. Это совмещение настоящего дерева камелии с пустым пространством должно натолкнуть вас на мысли о том, где находится подделка, где реальность, а где — истинное искусство. Намбара любит обсуждать эту скульптуру с посетителями дома.

«Вначале я понятия не имел, как оценить современное искусство по заслугам, — признался он. — Но понемногу я сроднился с выставленными на острове экспонатами и даже стал воспринимать их ближе к сердцу. Поэтому мне кажется, что сейчас я понимаю их чуть лучше».

Не будет преувеличением, если мы скажем, что с искусством вы можете столкнуться повсюду на острове. Benesse заказали еще несколько особых работ. Пару скульптур туристы смогут увидеть уже возле гавани, не сходя с парома. К примеру, гигантская красная тыква с узором в горошек, созданным Яйёй Кусама, стала символом Наосимы. Меньшая копия скульптуры — желтая тыква, расположенная посреди неосвоенного пляжа — выглядывает на гостей со старого бетонного пирса.

80-летний Тосихико Окуда, ушедший на пенсию в прошлом году с поста главы Ассоциации туризма Наосимы, утверждает, что арт-туризм привнес в жизнь острова и его жителей огромные изменения. По его словам, многие изначально относились к арт-проектам Benesse скептически. Но теперь после многих лет они убедились, что эти идеи обладают множеством преимуществ. 

«Мы добросовестно трудимся, чтобы изучить иностранные языки, — говорит Окуда. — Даже маленькие дети в начальных школах начинают изучать английский язык. Мы хотим иметь возможность свободно ответить гостю, если он задаст нам вопрос».

По словам Окуда, жители Наосимы даже стали лучше одеваться, беря пример с иностранных туристов. «Сейчас мы видим то, о чем никогда не знали, и узнаём то, что прежде было для нас закрыто, — утверждает он. — Уровень нашей образованности значительно вырос».

Но изменения не столь критичны, чтобы Наосима утеряла свою непринужденную пляжную атмосферу — даже если гигантские тыквы в горошек, вышедшие из-под руки известного художника, украсили её берега.


виза в Японию для Украины, Казахстана и Беларуси | экскурсии в Японии | туры в Японию 

Оставить комментарий / отзыв
Туры в Японию
АО «tabitabi.ru», Лицензия-2-6841
136-0073, Tokyo, Koto-ku, Kitasuna 5-15-15
tabitabi.ru@gmail.com
Москваc 08:00 до 20:00 +7 (918) 613-64-06 Токио +81 (3) 5875-85-69 +81 (80) 5017-38-06
Top.Mail.Ru