Военная знать средневековой и ранней современной Японии, известная под общим названием «самураи», стала одной из самых мифологизированных фигур Страны восходящего солнца и сыграла важнейшую роль в истории и культуре государства.
В Японии их обычно называли «буси». По данным, имеющимся в словаре Уильяма Скотта Уилсона, в китайском языке иероглиф 侍 изначально означал глагол «прислуживать» или «сопровождать кого-либо». Аналогичный перевод имел японский термин «сабурау». В обеих странах этот термин стал обозначать: «те, кто служит дворянству». При этом, на японском слово начали произносить «сабураи». По словам Уилсона, впервые слово «самурай» появилось в работе Кокин Вакасу (905-914 гг.), - антологии стихов первой половины десятого века.
Самураи, как правило, были связаны с высшими кланами, они были отлично обучены военной технике и стратегии, кроме того, строго выполняли определенные правила, которые впоследствии стали называться «бусидо». Несмотря на то, что количество самураем в Японии составляло лишь десять процентов от общего населения, их колоссальное влияние до сих пор можно заметить в повседневной жизни, бизнесе, а не только в боевых искусствах.
После битвы Хакусукмноэ против Танг Чина и Сила, после чего Япония отказалась от планов относительно Кореи, в стране была проведена широкомасштабная реформа. Одной из самых важных стала реформа Тайка, осуществленная принцем Нака но Оэ (император Тэндзи) в 646 году нашей эры. Она позволила японской аристократии официально узаконить политическую структуру династии Танг, а также культурные и религиозные устои.
Население, являющееся частью Тайго Код (Taihō Code), а позже Йоро Код (Yōrō Code) должно было участвовать в т.н. переписи национального призыва. Император Момму ввел закон, согласно которому каждый третий мужчина подлежал призыву в национальную армию. Эти солдаты должны были приходить на службу со своим вооружением, взамен их освобождали от каких-либо налогов и пошлин. Это была одна из первых попыток императорского правительства сформировать организованную армию по образцу китайской военной системы. Введенная военная система историками стала называться «Гундан-Сэй», но просуществовала она недолго.
Код Тайго определял большинство императорских чиновников в 12 классов, каждый из которых был разделен на два суб-класса. Во главе стоял советник императора. Те, кто располагался в шестом классе и ниже назывались самураями, их деятельность была связана с повседневными задачами. Несмотря на то, что упомянутые «самураи» в основном занимались гражданскими делами, название ассоциируется именно с военными, ведь термин «самурай» имел гражданское значение относительно короткий исторический промежуток времени. Это военное дворянство беспрекословно подчинялось императору и его окружению, в результате удалось сформировать отдельные региональные кланы, на основе которых сформировалось первое правительство на основе самураев. Численность самураев росла, их кланами, как правило, руководили дальние родственники императора, а также приближенные к императорскому двору, к примеру, представители клана Фудзивара, Минамото или Тайра. Руководитель самураев определенного региона назначался на четыре года, при этом он играл роль своеобразного мирового судьи. По истечению срока полномочий он возвращался в столицу, а власть передавалась наследнику.
Стремительный рост количества самураев привел к увеличению их военного и экономического значения по всей Японии. В конечном счете, именно самураи стали новой политической силой государства. Междоусобицы кланов привели к противостоянию двух кланов – Минамото и Тайра, проявившееся особенно ярко в 1160-м году во время революции Хэйдзи.
Самураи называют себя последователями «пути воина» или бусидо. Японский словарь «Согакукан Кокуго Дайдзитэн» определяет слово «бусидо» как уникальную философию, которая распространяется через особый класс воинов с периода Муромати. С самых древних времен самураи считали превыше всего долг перед своим руководителем и верность ему до самой смерти.
Большинство самураев строго соблюдали кодекс чести и служили примером для тех, которые не входили в их число. Каждый из самураев был готов защищать свою честь даже ценою собственной жизни.
В литературе создано множество романтичных образов самураев из которых следует, что они не относились к своей жизни халатно, как это преподносят некоторые современные источники, утверждая, к примеру, о том, что самурай может легко покончить жизнь самоубийством в случае военной опасности.
Что касается самураев двадцатого века, то, по свидетельству их современников и исторических источников, они не отличались коварством, а скорее наоборот – были очень лояльны, но всегда выполняли свой долг. Сдержанно относились воины и к своим руководителям, которые были связаны с императорским двором. Нельзя не отметить и то, что самураи некоторых кланов открыто высказывали свое негодование и проявляли неподчинение к тем представителям руководства, которые хотели поставить себя на один уровень с Богом или даже выше него. Это, кстати, помогло организовать поддержку Токугавы со стороны самураев.
В период Токугавы самураи постепенно начали превращаться в придворных чиновников, а совсем не в воинов. Отсутствие серьезных военных действий на территории Японии в семнадцатом веке стало причиной того, что необходимость в военных постепенно терялась. К концу эпохи Токугава самураи практически полностью превратились в чиновников-аристократов, для которых военное обмундирование стало просто-напросто неким символом собственной власти, не более того.
Самураи смогли создать свою собственную культуру, которая оказала колоссальное влияние на культуру всей страны в целом. Для них важную роль играли традиции, к примеру, они не могли обойтись без привычной чайной церемонии, занимались живописью, поэзией. Эти ключевые характеристики самураи пронесли сквозь века.
Исследователи склоняются к единому мнению, о том, что все эти практики самураи почерпнули в Китае. Традиции этой страны были адаптированы под японские реалии монахом Дзэн, который был верным советником двух императоров: Го-Дайго и Асикага Такаюдзи. Мусо, как и другие монахи, был своеобразным политическим и культурным посредником между Японией и Китаем. Особенно хорошо был известен Мусо благодаря своим садоводческим способностям.
Другим известным покровителем самурайского искусства стал Асикага Эсимаса. Его советник, монах Дзэн Дзэами, популяризировал искусство чайной церемонии, которая раньше была характерна лишь для буддийских монахов и проводилась лишь с той целью, чтобы не уснуть во время медитации.
Относительное спокойствие и мир периода Токугава закончился с появлением у японских берегов американских кораблей в 1853-м году под руководством Мэтью Перри. Используя свою огневую мощь, американцы преследовали одну цель – открыть торговые границы Японии. До этого лишь несколько японских городов были допущены к участию в процессе торговли с Западом, правда, под строги контролем сегуната.
С изменением общей геополитической ситуации, в 1854-м году армия и флот самураев была модернизирована. В Нагасаки была создана специальная военно-морская школа. Открытие произошло в 1855-м году. Студенты этого учебного заведения направлялись также для практики и обучения за границу. Среди них был такой известный военный деятель как адмирал Эномото. Также практиковался международный обмен опытом. К примеру, французские военно-морские инженеры принимали активное участие в строительстве военных арсеналов в Йокосука и Нагасаки.
К 1867 году, то есть к концу периода сегуната Токугава, японский флот уже практически полностью соответствовал военно-морскому флоту западных государств. Он располагал целым рядом серьезных суден оснащенных по современному образцу.
В последний раз самураи участвовали в серьезной войне в 1867-м году, когда военные провинции Сацума и Хёсю победили войска сегуната.
Император Мэйдзи отменил превосходное право самураев быть единственной военной силой в пользу современной армии на основании организованного призыва на воинскую службу в 1873-м году. Самураи стали сидзоку. При этом они лишились большинства своих привилегий и прав, в том числе и права казнить простолюдинов за оскорбление. Власть самураев фактически подошла к концу, однако их военная сила имела важное значение до начала Второй мировой войны.