Пауки. Интересно, сколько людей, прочитавших это слово, сейчас испытали неприятные ощущения? Ученые уверяют, что боязнь пауков — одна из самых распространенных фобий. В каком-то смысле мне повезло: особого отвращения к этим существам я не испытывал. Да, пауки не похожи на людей, да, их вид может быть отталкивающим, но не настолько же, чтобы бледнеть от одного вида крохотного создания. И все же свою порцию неприятных ощущений я испытал, когда впервые оказался у Роппонги Хиллз.
Встреча с этим 10-метровым металлическим пауком тогда произвела на меня неизгладимое впечатление. Удивительно, по объему занимаемого пространства скульптура кажется огромной, но при этом какой-то воздушной и даже хрупкой. Особенно остро гигантские размеры паука воспринимаются на фоне повседневной суеты: из здания Mori tower выходят «люди-букашки», не поднимая головы, ловко обруливают лапы и с равнодушным видом направляются ко входу ближайшей станции «Роппонги». Привыкли. Не обращают внимания.
Те, кто, как я, впервые здесь оказался: туристы, гости Токио, — конечно же, замирают от восторга. Фотографируют, а после обязательно трогают тонкие лапы руками, восхищаются металлическими прожилками и удивляются еще больше, когда узнают, что вся эта конструкция весит 9 тонн. И хотя сама скульптура не двигается, но из-за снующих вокруг людей кажется, что паук вот-вот приподнимет одну из своих восьми конечностей, вынесет на пару метров вперед, затем другую и уйдет в свою паучью нору.
Второй культурный шок я испытал уже дома, когда решил выяснить в Интернете, кто же автор этого монстра и в чем смысл произведения. Оказалось, что «пауки Буржуа» — так еще называют группу скульптур, созданную Луизой Буржуа, — с 1999 года потихоньку начали «захватывать» крупные города мира: Нью-Йорк, Париж, Лондон, Токио, Мадрид... Как выяснилось, на Роппонги стоит не паук, а паучиха. И если не знать скрытый смысл работы, то можно, поддавшись собственным фобиям, так и не узнать удивительную автобиографичную историю.
Американский скульптор французского происхождения Луиза Буржуа создала Maman в память о своей матери, которая был ткачихой (работала с гобеленами). Для автора пауки — умные создания, трудолюбивые, они защищают людей от вредных насекомых. Мать Луизы, как и пауки, работала с нитью, была для дочери помощником и защитником. Формат tabitabi.ru — сайта о туризме в Японии не позволяет углубиться в рассказ о судьбе самого скульптора. Но уверяю, потратив еще несколько минут на поиск информации в Интернете, вы сможете лучше понять причины столь эмоционального, яркого и впечатляющего творчества.
фото: Роман Афанасьев, James Hamilton, Louise Bourgeois Archive