|
Великий воин Мусаси Миямото |
Весной 1645 году на острове Кюсю на смертном одре лежал пожилой мужчина-воин по имени Миямото Мусаси. Он чувствовал, что час его смерти близок, но не хотел умирать в беспомощном состоянии. Поэтому отчаянно просил, чтобы ему помогли сесть. В таком положении он мог нанести себе смертельный удар мечом в живот и достойно умереть. Он считал, что смерть не может его просто так убить, так как это будет считаться поражением.
В своем трактате о военном положении Мусаси пишет такие слова: «Я принимал участие более чем в 60 битвах, но ни разу не был поражен противником». Поэтому поражение от меча смерти было для него так же болезненно, как и поражение от рук реального соперника.
|
Сцена поединка Мусаси и Кодзиро |
Мусаси бесстрашно сражался . Первый его поединок произошел в тринадцатилетнем возрасте, когда он убил старшего и намного более опытного противника. Но самая знаменитая битва состоялась на небольшом островке между Хонсю и Кюсю в 1612 году с Сасаки Кодзиро. Кодзиро был опытным воином, он отлично владел мечом. Но Мусаси удалось победить его. При этом победу он одержал с помощью деревянного меча боккэна, который, по мнению некоторых, он сделал из весла по пути на остров. Это событие привело к появлению множеств легенд и пересказов, в которых Мусаси наделяли нечеловеческими способностями. Мусаси принимал участие во многих важных сражениях: осакская кампания (1614-1615), а также во время восстания в Симабаре (1637-1638).
Впервые я узнал о Мусаси из приключенческого романа «Меч самурая», который я прочитал, когда учился в начальной школе. Даже в таком раннем возрасте я был глубоко поражен этим удивительным воином. Мысли о героических поступках воина навсегда поселились в моей голове.
Уже будучи старшим школьником я более детально узнал о его жизни из произведений Эйдзи Ёсикава, а также из другой справочной литературы. Всю жизнь я хотел побывать тех местах, где Мусаси жил, творил и героически, бесстрашно сражался.
Прошлым летом мне довелось побывать Кумамото. Отправился я туда специально, чтобы посмотреть, где провел последние годы жизни Мусаси.
|
Замок Кумамото |
Глава самурайского клана, Хосокава Тадатоси, предложил остаться Мусаси в своем замке Кумамото. Взамен Мусаси обучил Тадатоси мастерству владения мечом и помог ему овладеть его индивидуальным стилем, который, кстати, практикуется и сейчас. Этот стиль называется Нода-ха Нитэн Ити Рю.
Последние годы своей жизни Мусаси проводил в медитации, а также посвящал время письму. Делал он это в уединенной пещере на окраине города. Поэтому я решил свой визит начать именно с посещения этой пещеры. Мой путь пролегал по горной дороге. Кумамото остался внизу, а его очертания становились все меньше и меньше, пока он не исчез из виду. Через тридцать минут водитель сообщил, что мы прибыли на конечную остановку.
Встав с автобуса, я хотел найти какой-нибудь магазин, ну или хотя бы торговый автомат. Но все было тщетно. Меня окружали лишь темно-зеленые холмы, светло-зеленые рисовые поля и несколько небольших зданий.
Знак у дороги, говорил о том, что до пещеры мне еще нужно пройти 1 километр. Под палящим солнцем, которое нагрело воздух до 35 градусов я начал подниматься вверх и, наконец, достиг храма Унган-дзи, расположенного у пещеры. У меня пересохло в горле, а пот просто лился ручьем по щекам, но купить воду было невозможно, ведь нигде не было магазинов.
Я подошел к кассиру у храма и спросил, есть ли здесь где-то вода. Он указал на храм. Присмотревшись, я увидел перед храмом большой камень, из которого текла вода. Сделав глоток, я почувствовал невероятный освежающий вкус горной воды. Тропа, ведущая к пещере, огибала скалистый холм, усеянный множеством буддистских каменных статуй, которые местные называют «ракан». Согласно поверьям, если внимательно осмотреть лица всех статуй, то вы обязательно найдете лицо, похожее на одного из ваших знакомых.
|
Скульптуры раканов |
Пройдя дальше по изгибу тропы, предо мной открылась зияющая пасть пещеры. Над входом в пещеру слабо просматривалась надпись китайскими иероглифами, прочитать которые было сложно. Широкая и не очень глубокая пещера была несколько не такой, какой я ее себе представлял в детском возрасте.
Ступив на деревянный помост, возведенный прямо на скалистом полу пещеры, каждый мой шаг стал издавать приглушенный звук. В центре был расположен большой камень, на котором сидел Мусаси во время медитации.
Я сел на лавочку, находящуюся в пещере и попытался расслабиться, чтобы погрузиться в энергию этого места. К сожалению, мне это не удалось, тысячи мыслей и впечатлений переполняли мою голову. Кроме того, я боялся опоздать на автобус, который сюда ездит очень редко.
Я пришел на остановку за 20 минут до отправления автобуса. Мне снова очень хотелось пить. Вдруг я заметил неподалеку здание пожарной станции. Я направился в сторону здания и мне крупно повезло! Двое мужчин угостили меня холодными грушами и дали бутылку ледяной воды.
До заката оставалось еще несколько часов, поэтому я решил не терять время и отправиться в замок Кумамото.
В 1877 году во время восстания недовольных самураев у замка произошло крупное сражение с императорской армией. Повстанцы хотели захватить замок, но все это превратилось в изнурительную и безуспешную осаду.
За несколько дней до начала военных действий в замке произошел пожар. К сожалению, он уничтожил почти все внутри. Поэтому в современном замке вы не встретите предметов быта или интерьера, дошедших с тех далеких времен Мусаси.
|
Художественный музей Симада |
На следующее утро я направился в художественный музей Симада, чтобы познакомиться с Мусаси несколько с другой стороны. Этот небольшой частный музей находится на территории старой резиденции Симада Матоми — японского коллекционера и исследователя культуры самураев.
В музее я увидел удивительной красоты картины, выполненные Мусаси. Теперь мы видим, что он был не только превосходным воином, но еще и преуспевал в искусстве: живописи, каллиграфии, скульптуре, письме, садовом дизайне. Мусаси — настоящий пример всесторонне развитого человека.В музее можно познакомиться с различными его картинами, письменами и каллиграфией, созданной руками великого воина.
|
Работа Мусаси из коллекции музея Эйсэй Бунко |
Но перед отъездом из Кумамото я очень хотел посетить еще одно место — могилу Мусаси. Я направился по оживленной дороге, пролегающей от центра города через городские ворота. Она вела всех пешеходов в небольшой парк, в котором и располагалась могила Мусаси с темным надгробием, скромно спрятавшимся в тени деревьев.
|
Парк Мусасидзука |
В день похорон Мусаси был одет в его боевые доспехи, как и полагается воину. Похоронная процессия останавливалась у храма Таисьодзи. Там священником было осуществлено пение обрядовых молитв. Говорят, что во время похорон небо разрывали сильнейшие раскаты грома.
Мусаси был захоронен в вертикальном положении. Это было его собственным желанием, так как он хотел вечно смотреть вслед путникам Хосокавы, направляющихся в Эдо (Токио).
|
Памятник Мусаси Миямото в парке Мусасидзука |
Я молча стоял у могилы этого великого воина. На мгновение я ощутил огромную пропасть во времени, которая разделяла меня и Мусаси. Мои мысли отвлек свист одинокого сторожа, который подметал неподалеку. Влажный воздух и сторож вернули меня в реальность. Так завершился мой визит к Великому Мусаси.
По материалам интернет-изданий.