Туроператор в Японии
Представительство в Москве
+7 (499) 110-20-87
Ирина Терехова
5 марта 2015

Последний день января. Согласно традиционному японскому календарю, практически конец зимы. Вот только погода в Киото даже не собирается меняться на весеннюю — ещё с самого утра снег и солнце затеяли чехарду. Стоя у ворот буддийского монастыря, я наблюдаю, как блестящий пух летает в порывах лёгкого, но холодного, ветра.

Что же привело меня сюда в этот морозный день? Нет, тому виной не праздное любопытство. Всё несколько серьёзнее. Сегодня мы с друзьями встречаемся с настоятелем Дзуихо-ин — одного из храмов монастырского комплекса Дайтоку-дзи. Наш визит обещает быть незабываемым — медитация, беседы о смысле жизни, прогулка по монастырскому саду с пятисотлетней историей.

 

Сад в храме Дзуихо-ин
Сад в храме Дзуихо-ин фото: escassy1

 

В поисках просветления

По мощёной дорожке, что идёт от главных ворот, мы направляемся к Дзуихо-ин, и, едва пройдя сквозь ворота храма, оказываемся во внутреннем саду. Тропинка трижды поворачивает — фокус, создающий иллюзию долгого пути, и мы достигаем входа в центральный зал храма. Настоятель выходит поприветствовать нас и ведёт в большую комнату, где мы рассаживаемся на татами вдоль стен. Несмотря на более чем прохладную погоду, в комнате на удивление тепло. Сёдзи плотно задвинуты, токонома украшена свитком с каллиграфией. Мой взгляд останавливается на священнике. Угадать, сколько ему лет трудно. Семьдесят, а может, и больше. Лысый, лишь брови белые, как падающий за окном снег, лицо в морщинах, и никакого намёка на старческую слабость. «Зачем вы приехали в Японию?» — окинув нас веселым взглядом, спрашивает настоятель. В моей голове тут же возник целый список причин. Вот и культура с историей нравятся, и природа тоже, да и язык очень интересный, а официально я здесь по учебе. И так далее. Хорошо хоть про суси не вспомнила. И ответить тоже, к счастью, не успела. Уже потом мне объяснили, что вопрос этот совершенно не требует ответа. Точнее не требует того ответа, который за прошедший год моего пребывания в Японии стал едва ли не автоматической реакцией. Вопрос задан, чтобы человек остановился и задумался, а куда это он все время так торопится, куда бежит, и главное — зачем. «Зачем вы приехали в Японию?». Говорят, некоторых, особенно неподготовленных людей, такой элементарный вопрос вгоняет в ступор.

У настоятеля вообще очень интересная манера разговора. Он рассказывает вроде бы простые вещи, но вот понять их, копнуть хоть немного глубже привычного, не так-то просто. Наша беседа длилась около получаса. Говорил в основном настоятель, прерываясь, лишь чтобы дать время для перевода. О чем он говорил? О правильной осанке во время медитации и почему это так важно. О правильном дыхании. А потом о своей поездке в Нью-Йорк много лет назад. Мне вспомнилась книга «Япония. Год в дзэн-буддийском монастыре». Вероятно, из-за того, что происходящее чем-то напоминало первое знакомство с дзэном автора той самой книги.

Разговор подошел к концу, помощники принесли чай и сладости. После обмена церемониальными поклонами все расслабились. Какое же это наслаждение — чашка горячего горьковатого чая после после попыток найти смысл жизни. И атмосфера в комнате стала умиротворяющей, а все остатки смущения были развеяны, когда дверь тихонько открылась, и в комнате появился малыш 3-4 лет. Видимо, дитя пришло проведать дедушку. Мальчишка даже захватил с собой персональную чашу, которую радостно демонстрировало всем нам, приводя в умиление женскую часть коллектива. Взяв у ребёнка чашу, я с удивлением обнаружила, что она практически ничего не весит и сделана из дерева. Хорошенько рассмотреть посуду озорник мне не позволил, а потом его забрали. Мы же, отдохнувшие и расслабившиеся, отправились навстречу новому испытанию — в комнату для медитации.

 

Комната для медитаций в храме Дзуихо-ин
Комната для медитаций в храме Дзуихо-ин фото: asanohabox

 

«Медитация — это больно»

Зал был красивым, ничего не скажешь. Мне особенно понравилась статуя слона на невысоком пьедестале, стоящем посередине. Едва я переступила порог, возникли первые сомнения в успехе предприятия. Два шага, и ноги буквально примерзли к полу, а температура, казавшаяся минусовой, ощущалась всем телом сквозь несколько слоев зимней одежды. Однако не отступать же так просто. Скрестив ноги, мы расселись на подушках вдоль стен. Для меня, это была первая в жизни медитация. Указания настоятеля были весьма краткими — смотреть перед собой и дышать. Потом он позвонил в гонг, и время пошло.

Не знаю, как там мои спутники, но у меня с медитацией не заладилось. Во-первых, уже через пять минут неподвижного сидения в ледяном помещении меня стало откровенно трясти. Во-вторых, видимо, по той же причине вместо глубокого, равномерного дыхания, моё было похоже на болезненные судороги, задыхающегося человека. Закрыв глаза, я попыталась отвлечься. Помогло, но не на долго. В какой-то момент я вдруг поняла, что больше не чувствую холода. Наоборот, мне было тепло, даже очень, а дремотное состояние медленно притупляет все остальные ощущения. Вот так, наверное, люди и замерзают... Но, похоже, мой организм не собирался сдаваться без боя. Резкая боль в затекших ногах привела меня в чувство быстрее нашатыря. До конца медитации оставалось еще несколько минут, но для меня она уже закончилась. Прав был голландский писатель Ветеринг — «Медитация — это больно». И никакая любовь к эзотерике и традиционной культуре не поможет обмануть реакцию организма на экстремальные условия.

Прозвенел гонг. Все медленно встали и вышли на веранду, откуда открывался завораживающий вид на главный сад храма.

 

Сад в храме Дзуихо-ин
Сад в храме Дзуихо-ин фото: 歳納 京子

 

Песчаные волны внутреннего сада

Снег, летавший всё утро в небе, прекратился. Выглянуло солнце и озарило трёхмерную картину внутреннего сада: бушующие серебристо-белые волны с силой разбивались о скалы. Где-то на горизонте показалось большая снежная туча и ощущение наступающего шторма стало совсем реальным.

Наш визит завершен. Мимо сада Креста — еще одного парадокса японской культуры — мы вернулись в главный холл и покинули прекрасный Дзуихо-ин. К тому времени черная туча уже заволокла практически все небо, а в голове по-прежнему звучал вопрос настоятеля: «Зачем вы приехали в Японию?».

Мы подошли к машине. И в этот момент началась пурга.

Комментарии
Ирина Терехова10 марта 2015, 10:37
Анна, Виктор, спасибо большое за комментарии! Про бонсаи постараемся написать в одном из материалов  Насчет специализации монахов. Тут многое зависит от места и эпохи. Исторически некоторые большие храмы, как Энряку-дзи (Киото), например, обладали большой властью. С ними даже военные правители справиться не могли. Отчасти из-за религиозного статуса, отчасти из-за наличия собственных солдат. Так что в прошлом некоторые монахи изучали боевые искусства. В наше время буддийские монахи в Японии не занимаются ни боевыми искусствами (как Шаолинь в Китае) ни медициной. Они задействованы только в похоронах и последующих поминках (49 дней, 1 год, т.д.). Также монахи занимаются ведением хозяйства храма или монастыря и приемом посетителей. И, конечно, обучением, варьирующийся в разных сектах.
Виктор Маковчик9 марта 2015, 09:32
И еще - интересно было бы про сады и про бонсай ? В этом храме с пятьсотлетней историей может и экземпляры бонсай тоже лет 500 выращиваются ??? )))) Вообще, было бы интересно про историю возникновения бонсай прочитать.
Виктор Маковчик9 марта 2015, 09:30
Красиво, храм был основан пятьсот лет назад - это примерно во времена перед Иваном Грозным ))) У них (японцев) потом тоже были смутные времена, как в кино "Семь самураев", и храм остался целым. Интересно, а их монахи специализируются кроме медитации на чем-нибудь еще: на лечении, на боевых единоборствах (как в Китае - для сравнения) ?
Anna Kabanova5 марта 2015, 19:34
Приятно когда пишут честно. Про медитацию особенно. Без дурацких восторгов. Хороший стиль, спасибо!
Оставить комментарий / отзыв
Закажите тур
Цена за одного человека
5 562 $

✔ 9 дней (8 ночей)
✔ отели премиум-класса
✔ 4 города, 5 экскурсий
✔ трансфер: авто класса Люкс
Цена за одного человека
1 669 $

✔ 7 дней (6 ночей)
✔ отель 3*
✔ 2 экскурсии, 2 города
✔ билеты на синкансэн
Закажите экскурсию
Цена за одного человека
278 $

✔ Храмы и сады
✔ Золотой павильон и храм тысячи Будд
✔ Квартал гейш

✔ Пешеходный маршрут, 8 часов
✔ Гора Коя, наследие ЮНЕСКО
✔ Вегетарианский буддийский обед
✔ Мавзолей основателя секты Сингон

✔ Великолепная горная местность Арасияма
✔ Таинственная бамбуковая роща
✔ Японская каллиграфия и обед в храме
✔ Поездка на рикше
Цена за одного человека
134 $

✔ Тур без гида на 1–2 дня
✔ Жизнь и быт буддийских монахов
✔ Вегетарианский обед и ночевка в храме
✔ Гора Коя – наследие ЮНЕСКО
Рекомендуемые места
332
Киото
Киото, станция Тамбагути
1086
Дзэн-буддийский монастырь северного Киото
Киото, станция Китаодзи
893
Буддийский храм «Христианского даймё»
Киото, станция Китаодзи
359
Киото
Киото, станция Киото
381
Киото
Киото, станция Киото
Рекомендуемые статьи
Рекомендуемые вики
Booking.com
Туры в Японию
АО «tabitabi.ru», Лицензия-2-6841
136-0073, Tokyo, Koto-ku, Kitasuna 5-15-15
tabitabi.ru@gmail.com
+7 (499) 110-20-87
+380 (44) 290-84-83