Ирина Терехова
5 марта 2015

Последний день января. Согласно традиционному японскому календарю, практически конец зимы. Вот только погода в Киото даже не собирается меняться на весеннюю — ещё с самого утра снег и солнце затеяли чехарду. Стоя у ворот буддийского монастыря, я наблюдаю, как блестящий пух летает в порывах лёгкого, но холодного, ветра.

Что же привело меня сюда в этот морозный день? Нет, тому виной не праздное любопытство. Всё несколько серьёзнее. Сегодня мы с друзьями встречаемся с настоятелем Дзуихо-ин — одного из храмов монастырского комплекса Дайтоку-дзи. Наш визит обещает быть незабываемым — медитация, беседы о смысле жизни, прогулка по монастырскому саду с пятисотлетней историей.

 

Сад в храме Дзуихо-ин
Сад в храме Дзуихо-ин фото: escassy1

 

В поисках просветления

По мощёной дорожке, что идёт от главных ворот, мы направляемся к Дзуихо-ин, и, едва пройдя сквозь ворота храма, оказываемся во внутреннем саду. Тропинка трижды поворачивает — фокус, создающий иллюзию долгого пути, и мы достигаем входа в центральный зал храма. Настоятель выходит поприветствовать нас и ведёт в большую комнату, где мы рассаживаемся на татами вдоль стен. Несмотря на более чем прохладную погоду, в комнате на удивление тепло. Сёдзи плотно задвинуты, токонома украшена свитком с каллиграфией. Мой взгляд останавливается на священнике. Угадать, сколько ему лет трудно. Семьдесят, а может, и больше. Лысый, лишь брови белые, как падающий за окном снег, лицо в морщинах, и никакого намёка на старческую слабость. «Зачем вы приехали в Японию?» — окинув нас веселым взглядом, спрашивает настоятель. В моей голове тут же возник целый список причин. Вот и культура с историей нравятся, и природа тоже, да и язык очень интересный, а официально я здесь по учебе. И так далее. Хорошо хоть про суси не вспомнила. И ответить тоже, к счастью, не успела. Уже потом мне объяснили, что вопрос этот совершенно не требует ответа. Точнее не требует того ответа, который за прошедший год моего пребывания в Японии стал едва ли не автоматической реакцией. Вопрос задан, чтобы человек остановился и задумался, а куда это он все время так торопится, куда бежит, и главное — зачем. «Зачем вы приехали в Японию?». Говорят, некоторых, особенно неподготовленных людей, такой элементарный вопрос вгоняет в ступор.

У настоятеля вообще очень интересная манера разговора. Он рассказывает вроде бы простые вещи, но вот понять их, копнуть хоть немного глубже привычного, не так-то просто. Наша беседа длилась около получаса. Говорил в основном настоятель, прерываясь, лишь чтобы дать время для перевода. О чем он говорил? О правильной осанке во время медитации и почему это так важно. О правильном дыхании. А потом о своей поездке в Нью-Йорк много лет назад. Мне вспомнилась книга «Япония. Год в дзэн-буддийском монастыре». Вероятно, из-за того, что происходящее чем-то напоминало первое знакомство с дзэном автора той самой книги.

Разговор подошел к концу, помощники принесли чай и сладости. После обмена церемониальными поклонами все расслабились. Какое же это наслаждение — чашка горячего горьковатого чая после после попыток найти смысл жизни. И атмосфера в комнате стала умиротворяющей, а все остатки смущения были развеяны, когда дверь тихонько открылась, и в комнате появился малыш 3-4 лет. Видимо, дитя пришло проведать дедушку. Мальчишка даже захватил с собой персональную чашу, которую радостно демонстрировало всем нам, приводя в умиление женскую часть коллектива. Взяв у ребёнка чашу, я с удивлением обнаружила, что она практически ничего не весит и сделана из дерева. Хорошенько рассмотреть посуду озорник мне не позволил, а потом его забрали. Мы же, отдохнувшие и расслабившиеся, отправились навстречу новому испытанию — в комнату для медитации.

 

Комната для медитаций в храме Дзуихо-ин
Комната для медитаций в храме Дзуихо-ин фото: asanohabox

 

«Медитация — это больно»

Зал был красивым, ничего не скажешь. Мне особенно понравилась статуя слона на невысоком пьедестале, стоящем посередине. Едва я переступила порог, возникли первые сомнения в успехе предприятия. Два шага, и ноги буквально примерзли к полу, а температура, казавшаяся минусовой, ощущалась всем телом сквозь несколько слоев зимней одежды. Однако не отступать же так просто. Скрестив ноги, мы расселись на подушках вдоль стен. Для меня, это была первая в жизни медитация. Указания настоятеля были весьма краткими — смотреть перед собой и дышать. Потом он позвонил в гонг, и время пошло.

Не знаю, как там мои спутники, но у меня с медитацией не заладилось. Во-первых, уже через пять минут неподвижного сидения в ледяном помещении меня стало откровенно трясти. Во-вторых, видимо, по той же причине вместо глубокого, равномерного дыхания, моё было похоже на болезненные судороги, задыхающегося человека. Закрыв глаза, я попыталась отвлечься. Помогло, но не на долго. В какой-то момент я вдруг поняла, что больше не чувствую холода. Наоборот, мне было тепло, даже очень, а дремотное состояние медленно притупляет все остальные ощущения. Вот так, наверное, люди и замерзают... Но, похоже, мой организм не собирался сдаваться без боя. Резкая боль в затекших ногах привела меня в чувство быстрее нашатыря. До конца медитации оставалось еще несколько минут, но для меня она уже закончилась. Прав был голландский писатель Ветеринг — «Медитация — это больно». И никакая любовь к эзотерике и традиционной культуре не поможет обмануть реакцию организма на экстремальные условия.

Прозвенел гонг. Все медленно встали и вышли на веранду, откуда открывался завораживающий вид на главный сад храма.

 

Сад в храме Дзуихо-ин
Сад в храме Дзуихо-ин фото: 歳納 京子

 

Песчаные волны внутреннего сада

Снег, летавший всё утро в небе, прекратился. Выглянуло солнце и озарило трёхмерную картину внутреннего сада: бушующие серебристо-белые волны с силой разбивались о скалы. Где-то на горизонте показалось большая снежная туча и ощущение наступающего шторма стало совсем реальным.

Наш визит завершен. Мимо сада Креста — еще одного парадокса японской культуры — мы вернулись в главный холл и покинули прекрасный Дзуихо-ин. К тому времени черная туча уже заволокла практически все небо, а в голове по-прежнему звучал вопрос настоятеля: «Зачем вы приехали в Японию?».

Мы подошли к машине. И в этот момент началась пурга.

Комментарии
Ирина Терехова10 марта 2015, 10:37
Анна, Виктор, спасибо большое за комментарии! Про бонсаи постараемся написать в одном из материалов  Насчет специализации монахов. Тут многое зависит от места и эпохи. Исторически некоторые большие храмы, как Энряку-дзи (Киото), например, обладали большой властью. С ними даже военные правители справиться не могли. Отчасти из-за религиозного статуса, отчасти из-за наличия собственных солдат. Так что в прошлом некоторые монахи изучали боевые искусства. В наше время буддийские монахи в Японии не занимаются ни боевыми искусствами (как Шаолинь в Китае) ни медициной. Они задействованы только в похоронах и последующих поминках (49 дней, 1 год, т.д.). Также монахи занимаются ведением хозяйства храма или монастыря и приемом посетителей. И, конечно, обучением, варьирующийся в разных сектах.
Виктор Маковчик9 марта 2015, 09:32
И еще - интересно было бы про сады и про бонсай ? В этом храме с пятьсотлетней историей может и экземпляры бонсай тоже лет 500 выращиваются ??? )))) Вообще, было бы интересно про историю возникновения бонсай прочитать.
Виктор Маковчик9 марта 2015, 09:30
Красиво, храм был основан пятьсот лет назад - это примерно во времена перед Иваном Грозным ))) У них (японцев) потом тоже были смутные времена, как в кино "Семь самураев", и храм остался целым. Интересно, а их монахи специализируются кроме медитации на чем-нибудь еще: на лечении, на боевых единоборствах (как в Китае - для сравнения) ?
Anna Kabanova5 марта 2015, 19:34
Приятно когда пишут честно. Про медитацию особенно. Без дурацких восторгов. Хороший стиль, спасибо!
Оставить комментарий / отзыв
Закажите тур
Тур в Токио и Киото «Две столицы»
Цена за одного человека
120 000 p

✔ 7 дней (6 ночей)
✔ отель 3*
✔ 2 экскурсии, 2 города
✔ билеты на синкансэн
Премиум-тур в Японию (9 дней)
Цена за одного человека
400 000 p

✔ 9 дней (8 ночей)
✔ отели премиум-класса
✔ 4 города, 5 экскурсий
✔ трансфер: авто класса Люкс
Закажите экскурсию
Арасияма: премиум-тур. Храмы, бамбуковая роща и поездка на рикше (English)
Цена за одного человека
24 000 p

✔ Великолепная горная местность Арасияма
✔ Таинственная бамбуковая роща
✔ Японская каллиграфия и обед в храме
✔ Поездка на рикше
Тур из Осаки: гора Коя – наследие ЮНЕСКО
Цена за одного человека
11 000 p

✔ Тур без гида на 1–2 дня
✔ Жизнь и быт буддийских монахов
✔ Вегетарианский обед и ночевка в храме
✔ Гора Коя – наследие ЮНЕСКО
Экскурсия по Киото
Цена за одного человека
20 000 p

✔ Храмы и сады
✔ Золотой павильон и храм тысячи Будд
✔ Квартал гейш
Отправление из Осаки: пеший тур по горе Коя с англоговорящим гидом
Цена за одного человека
20 000 p

✔ Пешеходный маршрут, 8 часов
✔ Гора Коя, наследие ЮНЕСКО
✔ Вегетарианский буддийский обед
✔ Мавзолей основателя секты Сингон
Рекомендуемые места
Рекомендуемые статьи
Рекомендуемые вики
Туры в Японию
АО «tabitabi.ru», Лицензия-2-6841
136-0073, Tokyo, Koto-ku, Kitasuna 5-15-15
tabitabi.ru@gmail.com
Москваc 13:00 до 20:00 +7 (918) 613-64-06 Токио +81 (3) 5875-85-69
Top.Mail.Ru